Покупка франшизы и открытие бизнеса – важный шаг, который может кардинально изменить жизнь. Как в хорошую, так и в плохую сторону. К сожалению, на рынке франчайзинга есть немало недобросовестных, неопытных и неграмотных игроков. Попадаются среди них и откровенные мошенники. Чтобы не напороться на обманщиков и отсеять плохие франшизы на первом этапе выбора, надо знать простые правила и обращать внимание на то, как себя ведет франчайзер.
Как за 1 разговор распознать
франшизу-пустышку
Покупка франшизы и открытие бизнеса – важный шаг, который может кардинально изменить жизнь. Как в хорошую, так и в плохую сторону. К сожалению, на рынке франчайзинга есть немало недобросовестных, неопытных и неграмотных игроков. Попадаются среди них и откровенные мошенники. Чтобы не напороться на обманщиков и отсеять плохие франшизы на первом этапе выбора, надо знать простые правила и обращать внимание на то, как себя ведет франчайзер.
Как за 1 разговор распознать
франшизу-пустышку
Мы составили памятку для начинающих франчайзи:
когда франшизу лучше не покупать.
У франчайзера мало собственных точек
Если у компании одна или две собственных точки и столько же франчайзинговых, это повод задуматься: а почему «успешный бизнес», который вам предлагают развивать по франшизе, не развивает его владелец ?
Франчайзер не хочет общаться лично
Этого главный «звоночек» для того, чтобы не покупать франшизу. Добросовестные и серьёзные франчайзеры не просто не отказываются от личной встречи с потенциальным франчайзи, но и настаивают на ней. Вы проверяете его, а она вас – это выгодно обеим сторонам.
Франчайзер готов продать вам франшизу на любых условиях
Франчайзер «допрашивает» вас на переговорах? Спрашивает, сколько у вас денег и откуда они взялись? Это означает, что он не просто хочет «впарить» вам франшизу и быстро заработать на паушальном взносе - ему не безразлична судьба своего и вашего бизнеса.
А вот если на встрече он ведет монолог и рассказывает о том, какой классный бизнес вы можете завести, заплатив ему несколько сотен тысяч рублей, это может говорить о том, что он хочет сорвать куш – и бросить вас на произвол судьбы. Никакой поддержки и сопровождения вы, скорее всего, от него не получите.
Вам не дают контакты действующих франчайзи
Возможность общения с действующими партнерами – главное условие покупки франшизы. Если франчайзер отказывается дать вам контакты предыдущих покупателей франшизы, сразу говорите ему «До свидания».
Совет #3:
Пообщаться с франчайзи и задать им правильные вопросы, чтобы выяснить, насколько реально хорошо работает франшиза, за вас может консультант или брокер.
Франчайзер не раскрывает условия сотрудничества до подписания договора
Любому франчайзеру перед заключением договора надо задавать вопросы. Если хотя бы на один из ваших вопросов вам не отвечают, ссылаясь на «коммерческую тайну», разворачивайтесь и уходите. Добросовестный франчайзер не будет утаивать ключевую информацию.
Франшиза не адаптирована под
ваш регион
Концепция, которая «зашла» в Москве, может с треском провалиться в Екатеринбурге или Караганде. А успешный сибирский проект покажет многомиллионные убытки на юге или в Питере. Таких примеров на рынке франчайзинга немало. Поэтому уже на этапе переговоров подробно расспросите фрначайзера, каковы особенности развития его бизнеса в зависимости от региона и локации и какие индивидуальные решения он предлагает.
Совет #4:
Перед покупкой франшизы найдите подходящую локацию. Если франчайзер не предоставляет подобную услугу, можно воспользоваться сторонними сервисами.
Франшиза продается через нелицензированного посредника
Продажа через третьих лиц, с которыми нет договора – признак фейка. То есть либо вы имеете дело с мошенником (который возьмет с вас деньги и исчезнет с ними, ничего вам не дав), либо с франшизой-подделкой. В последнем случае вам придется заплатить за приобретение франшизы, скажем, Zara. А потом узнать, что на самом деле её у бренда нет.
Совет #5:
Всегда общайтесь с брокерами, у которых есть эксклюзивный договор на продажу франшизы. Не стесняйтесь запросить договор или позвонить в головную компанию и уточнить, работает ли данная франшиза с этим брокером. Не ищите объявление о продаже франшизы в поисковиках и не пользуйтесь объявлениями с неофициальных ресурсов.
Вам не объясняют, что входит в паушальный взнос и что вы получаете за роялти
Приобретая франшизу, вы должны понимать, за что именно вы платите деньги. Помимо права использовать ТЗ и работать под вывеской известного (или не очень известного) бренда, вам должны предоставить стандарты, поддержку, маркетинговое сопровождение, некоторые франчайзеры помогают с наймом и обучением персонала. И это далеко не все, что можно получить, если купить качественную франшизу у добросовестного франчайзера.
Совет #6:
Не кидайтесь на обещания «быстрой окупаемости» и «легкого заработка». Эти слова часто используют в рекламных кампаниях франшиз, но на деле и окупаемость, и заработок предприятия будет зависеть не только от франчайзера, но и от вас. В равной, а иногда и в большей степени.
Информация о франшизе не совпадает на разных ресурсах
Ещё один признак явного фейка. Смотрите пункт 7 и помните: если вам понравилась сеть магазинов или, например, парикмахерских, вы загорелись мечтой открыть бизнес под их брендом, но франшизы у них нет - всегда можно найти альтернативу. Изучайте каталоги, рейтинги франшиз, сходите на отраслевую выставку, обратитесь к консультанту. Отмерьте семь раз, прежде чем «отрезать» и потратить трудом накопленные или взятые в кредит сотни тысяч рублей.
Франшиза обещает быстрый заработок или пассивный доход
Франшиза – это не пассивный доход. Нельзя открыть ресторан или магазин и вспоминать про него, только когда деньги капают на счет в банке. Фрнчайзинговым предприятием нужно постоянно заниматься, оно требует полной вовлеченности и плотного общения с коллективом и франчайзером. Если вы не будете чувствовать драйва и получать удовольствия от того, чем вы занимаетесь, велик шанс того, что ничего хорошего из этой затеи не получится. Да и зачем вам это нужно?
Если вам приглянулась концепция, но у франчайзера мало точек, не стесняйтесь спросить, почему.
Совет #1:
Убедитесь в том, что в договоре прописан полный объём услуг, которые обязуется вам оказать франчайзер в рамках поддержки. И помните: за сопровождение франшизы вы платите деньги, поэтому не стесняйтесь спросить, на что они пойдут.
Совет #2: